Что общего и какие различия в системах навигации детских садов, школ и образовательных комплексов? С какими сложностями сталкивается проектировщик и как ему работать с цветом, создавая навигацию для учебных пространств? Почему важно интегрировать навигацию в общую дизайн-концепцию? Об этом руководитель группы АИ Алексей Тимонов на примере наших реальных кейсов рассказал в рамках паблик-ток в культурном пространстве A-House.
Третьего апреля в московском культурном пространстве A-House прошел паблик-ток «Подходы к визуальной навигации в образовательных учреждениях». Один из ключевых тезисов, сформулированных экспертами в рамках мероприятия, звучал так: «Навигация в первую очередь должна быть интуитивно понятной». Яркий пример того, как реализовать это на практике представил руководитель группы АИ студии ПАРТ-А Алексей Тимонов, рассказав о системе навигации в московском детском саду на 150 мест.
Концептуальная идея заключалась в том, чтобы каждой группе помещений присвоить определенный цвет и облегчить взаимодействие ребенка с пространством, чтобы он мог легко понять, как из одной точки добраться в другую.
Визуализация ДОО на 150 мест в г. Москва
Чтобы система навигации была интуитивно понятна, важно постепенно раскрывать объект для пользователя. Поэтому правила цветовой навигационной игры мы заложили уже в дизайне вестибюля, так они сразу считываются при входе в здание.
Навигация — неотъемлемая часть дизайна
В целом, цвет — один из самых эффективных инструментов, используемых в навигации в образовательных объектах. Способы его применения могут быть разными в зависимости от особенностей конкретного проекта. Ведь проектировщику важно не только создать эстетичное и интуитивно понятное решение в рамках технического задания заказчика, но и сделать это в соответствии с нормами и стандартами, уложиться в бюджет и сроки.
Очень показательный кейс — наш проект школы на 600 мест в Нижегородской области. Здесь в сжатые сроки и с небольшим бюджетом нужно было создать систему навигации и преобразовать интерьер уже готового здания. Так как школа состоит из пяти блоков, было нецелесообразно вести напольные линии по всем корпусам, и цвет был использован другим образом.
Визуализации СОШ на 600 мест в г. Саров
Каждому блоку мы присвоили свой оттенок. На колонне во входной зоне разместили ключ к цветовой схеме навигации. Напольные навигационные элементы в каждом блоке поддерживаются оттенками мебели и локальными выкрасами соответствующего блоку цвета на стенах и потолке. Таким образом мы решили проблему навигации и одновременно добавили художественной выразительности пространству.
Проект московского детского сада на 100 мест иллюстрирует еще один важный тезис, озвученный на паблик-токе: «Навигация — неотъемлемая часть дизайна». Здесь насыщенные цвета элементов навигации дополняются наклейками в виде растений, цветов, зверей и птиц, которые служат визуальными указателями и сигнальными элементами, понятными и интересными детям. Такое решение создает атмосферу уютного природного уголка. Через эстетику и смысловое наполнение образовательного пространства, в котором дети проводят значительную часть времени, любовь к природе естественным образом встраивается в их систему ценностей.
Визуализации ДОО на 100 мест в г. Москва
Похожий прием был использован нашей студией при разработке системы навигации московского образовательного комплекса на 625 (450 + 175) мест. Здесь художественные элементы навигации не только помогают детям ориентироваться в пространстве, но и вызывают интерес, положительные эмоции.
Визуализации ОК на 625 (450+175) мест в г. Москва
При этом важно, чтобы система навигации соответствовала возрасту учащихся. Например, в среднеобразовательной школе на 1335 мест в Московской области нами была разработана лаконичная, строгая навигация, гармоничная достаточно графичному интерьеру с цветовыми пятнами, которые умеренно расположены на поверхности стен. Здесь использованы простые и понятные навигационные элементы, которые выделяются на фоне цветовых акцентов.
Визуализации СОШ на 1 335 мест в г. Москва
Эксперты и их мнение
В целом, подводя итоги паблик-ток, эксперты сошлись на том, что любой проект навигации начинается с анализа и сегментации групп, которые будут взаимодействовать с пространством, определения их потребностей и выявления тех зон, где они сталкиваются с потребностью в информации. После чего выбираются инструменты для реализации этих потребностей в соответствии с дизайн-кодом объекта и особенностей его пользователей.
Паблик-ток «Подходы к визуальной навигации в образовательных учреждениях» стал первым мероприятием в рамках блока «Прогресс» архитектурной программы A-House. В качестве спикеров помимо Алексея выступили основатель архитектурной студии NF Надежда Федотова, рассказавшая о важности связки смысловой и образовательной концепций на примере навигации для большого кампуса, и руководитель отдела брендинга, графического дизайна и навигации Blank Юлия Завараева, представившая результаты своего исследования систем навигации образовательных объектов в разных странах и их связи с локальными нарративами.